ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА РАЗНОЕ КОНТАКТЫ

Финляндия

Поездка через Озёрный край дала мне возможность пожить в финском коттедже, увидеть достопримечательности Пункахарью, оценить, как выглядит зимняя природа Финляндии; чтобы узнать больше, читайте отчёт про путешествие в Пункахарью с ночёвкой

Съездив в Хельсинки, Иматру, Хамину, Котку и другие города Финляндии около двух десятков раз, я постепенно пришёл к выводу, что мне осточертели автобусы – как экскурсионные, так и те, что обслуживают на шоп-туры в Финляндию. Хорошо, конечно, когда не надо самому следить за дорогой, искать, где припарковаться, кумекать, в какое время лучше пересекать границу. Но как же надоели все связанные с автобусными переездами неурядицы… То попутчики окажутся шиложопами, не способными сидеть спокойно, и знай себе пинают впередистоящее кресло… То какая-то алкашня попадётся, что особенно актуально в автобусах, которые таскаются в Лапеенранту за покупками… То две болтливые подружки достают многочасовым щебетанием – ни музыку послушать, ни хотя бы поспать. И вообще, подъём в 5 утра для выезда – оно мне надо? Про сопровождающий персонал я вообще молчу, это те ещё барыги… Некоторые бабищи умудрялись со всеми поголовно подопечными договориться насчёт провоза сигарет в Финляндию: поскольку каждый въезжающий в Шенген может взять с собой один блок, то распределив по салону полсотни упаковок, «гид» получает серьёзную прибыль.

До поры до времени я старался на вес житейские неурядицы не обращать внимания, но чаша моего терпения постепенно переполнялась. Наконец, очередной вояж закончился скандалом: двух девок попросту высадили в чистом поле. Эти лахудры, понимаете ли, бросили вещи на креслах и пошли выпить кофе в какое-то заведение возле гостиницы «Октябрьская», откуда в Петербурге отправляются автобусы в Финляндию. Ждали мы их около четверти часа, а когда исчезнувшие появились, то ещё и высказывали недовольство, что им сделали замечание за опоздание. Слово за слово, и в результате гид велела им убираться, и девки отбыли на трассу в районе Сестрорецка под одобрительный гул остальных пассажиров.

Финальную точку на идее ездить в Финляндию автобусом на 1 день поставило путешествие в Миккели. Оно было так «грамотно» спланировано, что, выехав ещё до полуночи, мы провели в самом городе не больше четырёх часов, а вернулись под утро третьего дня. Куда ушло время? На посещение магазинов, на туалеты, на стояние в очереди возле КПП, на получение такс-фри огромной толпой, на питьё кофе и другую ерунду.

Этого безобразия хватило мне с лихвой, и следующую вылазку к соседям-финнам я совершил на машине. Было несколько стрёмно ехать в другое государство вот так вот, запросто, по-свойски, но всё прошло без происшествий. Нам, правда, пришлось провести около полутора часов на нейтральной полосе, однако это были издержки производства – потом-то я нашёл правильный ответ на вопрос, когда лучше приезжать на границу России и Финляндии. Не так сложно оказалось и рулить по финским правилам.

Для начала мы пару раз прокатились по приграничным городкам, навестили Иматру и Лаппеенранту, сунули нос в Котку и Хамину. И всё же ограничиваться своего рода набегами, а-ля «Откатать визу за 2 часа», было никак нельзя. Мне очень  хотелось углубить знакомство со страной тысячи озёр, и, наконец, данный замысел созрел. Пробой пера стал вояж по маршруту «Керимяки-Савонлинна», аналогичный тем, что предлагают питерские турфирмы, только организованный разумно.

Наплевав на мнение тех, кто составляет программы поездок в Финляндию, я решил выезжать не ночью и не ранним утром, а ближе во второй половине дня, чтобы пройти границу без очереди, где-нибудь переночевать и ехать смотреть достопримечательности Савонлинны и Керимяки свеженьким. Фокус состоял в том, что спозаранку и примерно до двух часов пополудни у КПП не протолкнуться, тогда как затем толпа рассасывается, и пройти все формальности можно за 15-20 минут. Оно, конечно, мой вариант предполагал ночёвку и, значит, обходился дороже, но и удовольствия от него было куда больше. Сколько стоит тур «Савонлинна-Керимяки» на 1 день? Примерно 25, а то и 30 евро. Я же заплатил гостинице «Rantakatti» 55 евро за двоих, ещё около 30 евро по тогдашнему курсу стоил бензин, то есть за поездку пришлось выложить 42 евро с человека – вполне приемлемый результат…

Впрочем, моя уверенность в общем успехе дела едва не была поколеблена тем же вечером. Выехав согласно собственному расписанию, мы успешно перебрались через границу в пятом часу вечера, успели до темноты поглазеть на финскую природу, прикупили в одном из придорожных супермаркетов сладости к чаю, который рассчитывали попить в гостинице, и двинулись по трассе 14 в сторону городка Пункахарью, где нас должен был ждать ночлег.

Тут надо отметить, что порой в Интернете разные олухи рекомендуют отели заранее не заказывать, мол, всегда на месте можно этот вопрос решить. Безусловно, искать неприятности на свою задницу – неотъемлемое право каждого индивида, но мне всегда важно иметь чёткую договорённость насчёт места ночёвки. И хотя по дороге в маленьких финских городках нам порой на глаза попадались объявления о сдаче комнат и коттеджей внаём, сложно представить, сколько времени ушло бы на поездки по указанным адресам, переговоры с владельцами недвижимости, выяснение цен и условий. Опять же, качество проживания в данном случае никто гарантировать бы не мог. Другое дело, когда едешь и знаешь, что заплатишь оговоренную сумму, хорошо выспишься и славно покушаешь утром, поскольку отзывы на выбранную гостиницу исключительно положительные.

Так вот, мои принципы едва не были поколеблены в тот момент, когда мы прибыли к указанной на карте точке. Отель перед нами имелся, однако нас определённо никто не ждал…

Мы, конечно, находились посреди безопасной Финляндии, а не где-то на тракте под Колымой, и всё же окружающая тишина и безлюдье леса очень быстро стали действовать нам на нервы. Я даже подумал, не стоит ли нам вернуться малость назад, и переночевать в Пункахарью, раз мы там свели знакомство с гостиницей «Kruunupuisto», когда выясняли дорогу к нужному месту. Перспектива платить 90 евро, сколько обычно стоит ночлег в Финляндии, меня, однако, не радовала, поэтому из первой мысли возникла вторая – переночевать в финском коттедже, никого не ставя в известность, а потом отбыть по-английски, сиречь не прощаясь. Всё-таки честность взяла верх, и я сообразил, как правильно поступить в данной ситуации. Стоило мне зайти в любезно оставленную настежь дверь самого большого из окрестных зданий, как на ресепшн отыскался телефон, с помощью которого удалось мигом связаться с персоналом усадьбы «Mannila». Дело в том, что этот курортный комплекс недавно расширился за счёт выстроенных на берегу озера коттеджей, а так как зимой народа ездит мало, все сотрудники сосредоточились в головной конторе, где круглосуточно дежурит портье. Сказать, что он был ошарашен прибытием гостей – значит ничего не сказать…

К чести финнов, их изумление длилось недолго. Уже через четверть часа до нас добрались двое сотрудников, которым «Букингдотком» не удосужился сообщить о сделанной брони. Тем не менее, после коротких переговоров нас разместили как следует. На ночь в наше распоряжение перешёл огромный коттедж с тремя спальнями и общей кухней размером с добрый бальный зал. В отведённом нам номере имелись все удобства, включая отопление, так что мы быстро прогрели помещение, напились чаю и завалились спать. То есть, как потом выяснилось, это я завалился, тогда как моя половина полночи крутилась, прислушиваясь к каждому шороху снаружи. К слову, шорохи ей вовсе не чудились: утром, едва продрав глаза, мы обнаружили возле коттеджа следы… Отпечатки чьих-то лап… То ли енот приходил, то ли кто-то ещё с него размером…

Накануне мы уговорились, что придём завтракать в главное здание около 8 утра, и к этому времени всё было готово. Радушный повар навалил нам по тарелке вкусной каши, плюс нас ждало всё то, что обычно бывает на шведском столе по-фински: сыр, колбаса, ветчина, красная рыбка, суп и прочее съестное. Мне особенно понравился морс из брусники, не иначе как сваренный отелем же.

Возможно, мы несколько перестарались с обжорством, но так как нам предстояло провести целый день в Финляндии зимой, следовало заправиться под завязку. Словом, мы отчалили из столовой лишь тогда, когда впихнуть в себя ещё что-то стало невозможно.

Слегка растрястись нам помогла небольшая прогулка по окрестностям. Судя по всему, отель «Rantakatti» предоставляет гостям обширные возможности для отдыха на природе, особенно летом. Повар, который нас обслуживал, сообщил, что забронировать коттедж в Финляндии на июль или август лучше всего ещё зимой, весной это сделать проблематично. По его словам, в летние месяцы на финских курортах яблоку негде упасть. Ещё бы, тот же «Rantakatti» стоит прямо на берегу озера в окружении леса: хочешь - купайся, хочешь - гуляй, хочешь - катайся на велосипеде, хочешь – собирай дары природы. Кстати, грибы в Финляндии никому кроме туристов из России не интересны, так что конкуренции нет никакой. Правда, провоз ягод и грибов через границу запрещён, но так как таможня обычно проверяет автомобили спустя рукава, то сведущий народ успешно транспортирует домой собранные богатства.

Если накануне вечером нам пришлось дожидаться сотрудников гостиницы, то утром уже им пришлось дожидаться нас. И дёшево они не отделались: за ночь наша машина так промёрзла, что ждать, пока с лобового стекла сойдёт лёд, пришлось минут пятнадцать. Наконец, их терпению пришёл конец, и повар со своим приятелем отчалили восвояси, заперев предварительно двери на все наличные замки. И как только гул их авто затих, мне в голову пришла мысль, что не стоило бы их отпускать: перед нами находился довольно крутой косогор, плотно покрытый слежавшимся снегом…

Я знал, что зимние шины в Финляндии обязательны с 1 декабря по 1 марта, но так как на дворе был ещё ноябрь, переобувать авто ещё не стал, надеясь на финнов, которые будучи людьми европейского склада, должны по идее старательно чистить свои шоссе. Это было ошибкой: снега действительно нет на главных трассах, но второстепенные дороги никто не убирает. До них, кажется, вообще никому дела нет, и всю зиму их полотно покрыто укатанным снежным слоем. Иначе говоря, если автотурист решил добраться в Керимяки по магистрали № 14, у него всё будет хорошо даже с летними шинами. Если же у него возникло желание срезать дорогу и прокатиться вдоль берега озера по трассе 4794, то его ждут развесёлые покатушки…

Короче говоря, для вождения зимой в Финляндии лучше выбирать основные пути, даже в тех случаях, когда придётся сделать приличный крюк.

Помнится, готовясь выбираться из лощины, где находится отель «Rantakatti», я ругательски ругал себя за то, что убоялся очередей в автомастерских и не сменил резину на «липучки» неделей раньше. Впрочем, переживал я напрасно: «ласточка» блестяще справилась и с косогором, и со скользкими дорогами, по которым мы катались весь день. Скорость, правда, приходилось держать низкую, это да, зато мы рассматривали финскую провинцию спокойно и без суеты. Во-первых, окружающие пейзажи поражали нетронутостью природы, я даже несколько раз вылезал из авто, чтобы запечатлеть особенно удачные панорамы. Во-вторых, истинное наслаждение доставляла езда через маленькие, аккуратные посёлки, утопавшие в снегу. Замечу, что туризм в Озёрном крае Финляндии развит сильнее, чем мы ожидали. Нам постоянно попадались на глаза надписи «opastus», как по-фински будет «информация». Увидев такое объявление, можно быть уверенным, что впереди справа от дороги есть место для короткой остановки и щит с полезными сведениями типа карты территории, списком мест, которые можно посетить, указаниями, где лучше переночевать, куда пойти покушать и так далее. Так мы узнали, например, о существовании такой достопримечательности Пункахарью, как музей леса «Лусто». И про то, что в городке есть художественная галерея «Ретретти», располагающая обширной коллекцией полотен, размещённых в пещере, нам тоже довелось выяснить из информационных материалов. Разве об этих объектах прочтёшь в путеводителях?

Стоит сказать, что местные власти стараются по возможности популяризировать достопримечательности Пункахарью. Они, например, организовали пешеходный маршрут «Путь культуры», проложенный так, чтобы туристы за время прогулки смогли увидеть почти все интересные места. Изюминкой часовой экскурсии является упомянутый музей леса, а также самые приятные уголки природного заказника, окружающего городок.

Финны также позаботились и об организации экскурсий по окрестностям. Те, кто решил отдохнуть в Пункахарью, могут добраться до Савонлинны без машины, уехав автобусом в 7, 8 или 9 утра, а так как обратно рейсы стартуют в 14, 15 и 16 часов, то времени у гостей страны достаточно для осмотра всех интересных мест. Вдобавок, между этим двумя пунктами периодически курсирует теплоходик, с борта которого можно любоваться на озёрные пейзажи Финляндию. Другое дело, что проезд до Савонлинны на автобусе стоит 5-6 евро, а водный вояж в одну сторону обойдётся вчетверо дороже, ну так в Финляндии подобные развлечения стоят дорого: сколько стоит круиз по Сайменскому каналу? Больше 60 евро, а летом вообще 80? То-то…

Значит, с Савонлинной всё ясно, а вот добраться до Керимяки из Пункахарью просто не получится, прямого сообщения нет. Между тем, попасть в крохотный, с населением едва больше 5000 человек городишко обязательно надо: в нём находится самая большая деревянная церковь Финляндии, поистине шедевр зодчества XIX века.

Посмотреть фото Пункахарью...  Скачать путеводитель по Финляндии

Вернуться на главную страницу...