ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА РАЗНОЕ КОНТАКТЫ

Коста-Рика

Поездка в Центральную Америку самостоятельно позволило мне увидеть собор, национальный театр и другие достопримечательности Сан-Хосе, оценить уровень преступности в Коста-Рике и добраться из Сан-Хосе до Панамы; хотите знать больше - читайте отчёт о путешествии по Коста-Рике

Латинская Америка: разрушая мифы. Глава 11. Глупость дня: «Вот из всех городов Лат. Америки, где я была, это место показалось самым неприятным – какой-то бомжатник вокруг»

Когда идея арендовать машину в Коста-Рике начала материализовываться в конкретные шаги, я долго колебался, что лучше взять, обычный, скромный «седан» или же внедорожник – разница в цене между ними была небольшой, первый шёл по 16 долларов за день, второй по 22, без учёта страховки. За джип говорила его высокая проходимость, однако мне не раз попадались утверждения, что качество дорог в Коста-Рике высокое, и полноприводная машина нужна только в случае выездов на природу. Мы не собирались съезжать с шоссе и остановились всё же на седане, причём вовсе не из соображений экономии: я привык водить транспорт средних габаритов, да и с автоматической коробкой чувствую себя неуютно. Признаться, по дороге  к вулкану Аренал нам пришлось пожалеть, что у нас не джип, однако на обратном пути в Сан-Хосе я долго хвалил себя за то, что предпочёл «седан» - на том повороте, где мы слетели с трассы, тяжёлая «Toyota Prado» точно ухайдокалась бы…

А так мы отделались лёгким испугом и заглохшим двигателем – хоть «Yaris» и поскрёб брюхом камушки обочины, всё же он завёлся, смог зацепиться колёсами за скат холма и медленно-медленно отъехал обратно на асфальт. Смотреть вниз, туда, где косогор терялся в темноте, нам совершенно не хотелось…

Случившееся несколько выбило меня из колеи, и следующие километры я вёл гораздо осторожнее, не так бесшабашно, как до происшествия. Тем не менее, ситуация подталкивала к решительным действиям, мне страшно хотелось добраться до гостиницы в Сан-Хосе и хотя бы вытянуться на кровати. Поэтому я всё старался жать на газ…

К счастью, качество дорог в Коста-Рике хорошее, будь дело в России, мы не смогли бы гнать, и затратили бы на переезд от Аренала до Сан-Хосе куда больше времени. И так-то у нас ушло на полтораста километров больше двух часов, причём мы на ночь глядя ещё и в пробку попали. Дело было в районе городка Эредия, когда брат впопыхах принял тамошние улицы с номерами за кварталы Сан-Хосе. Наобещал, понимаете ли, что мы вот-вот приедем, я уже расслабился, и нате вам, облом. Пока мы ругались, тут и пробка подоспела, причём на ровном месте – как обычно, её создали бестолковые водители. Им, значит, приспичило встречать своих чад из какого-то ВУЗа, вот они и перегородили незаконной парковкой две полосы из трёх. Насилу мы оттуда выбрались…

В Сан-Хосе наша машина ворвалась около десяти часов вечера, и теперь нам предстояло немало покрутиться; центральные улицы столицы Коста-Рики по большей части односторонние, повороты налево и развороты во многих местах запрещены, так что всегда есть риск умотать на пару кварталов дальше, чем хотелось бы - вроде как ерунда, но на фоне усталости совсем не пустяк… Мы всё-таки однажды умудрились заехать под кирпич, и только фары встречной машины остановили нас от въезда в створ Calle 14. Тем обиднее: оттуда до гостиницы «Garden Court Express», стоявшей между на Avenida 7, между Calle 6 и Calle 8, рукой подать. При этом Avenida 7 односторонняя, и проедь мы ещё чуть-чуть на восток, пришлось бы снова крутиться по округе…

Опыт, однако, великая вещь, и мы вскорости добрались до отеля. Оставив брата присматривать за машиной, под изучающими взглядами каких-то курильщиков, я быстренько покончил с формальностями заселения и вдобавок получил разрешения бесплатно запарковать авто на отельской стоянке. Красота, да и только!

Памятуя, впрочем, что каждая удача обычно компенсируется неудачей, мы подходили к двери номера с замиранием сердца, но опасались подвоха напрасно: «Garden Court Express» был не чета той дряни, что называется «El Maragato», прозванную нами «эль суррогато» - вроде как похоже на гостиницу, однако нормально отдохнуть там невозможно. Здесь же имелись все условия для отдыха: уютный номер, в меру шумный кондиционер, неплохая звукоизоляция и даже ванна - вот чего нам как раз недоставало. Кроме того, в отеле имелся собственный бассейн с лежаками, ну и завтрак тоже не подкачал, как мы выяснили наутро, славно выспавшись. Основным блюдом, правда, служила всё то же традиционное блюдо Коста-Рики «гало пинто», зато омлет, кукурузные хлопья и фрукты можно было жрать сколько влезет, а не порционно, как везде до этого. Оставалось только пожалеть, что из-за собственного раздолбайства мы не смогли купить заранее билет на ночной автобус из Сан-Хосе в Панаму и, значит, уезжать нам предстояло через каких-то четыре часа…

По плану ведь как было: мы весь день осматриваем достопримечательности Сан-Хосе, пережидая дневную жару у отельского бассейна, едем себе всю ночь на восток, доезжаем ближе к вечеру, сразу селимся в отель и ложимся спать. Теперь же программа осмотра главного костариканского города пошла прахом, всё, что нам оставалось, так это оценить, действительно ли Сан-Хосе похож на бомжатник, как о нём пишут…

Покончив с завтраком, мы не стали покамест сдавать номер, просто выудили машину с парковки и поехали её сдавать, собираясь потом совершить прогулку по столице Коста-Рики. Нам опять пришлось поплутать из-за улиц с односторонним движением, плюс ещё возникла проблема, где можно заправиться в Сан-Хосе. К счастью, навигатор показывал на карте разные полезные места, и заправка в итоге нашлась на углу Paseo Colon и Calle 24. Поскольку последняя улица односторонняя, мы подобрались к единственному месту, где можно заправиться в центре Сан-Хосе с юга, после чего вынуждены были проехать дальше к северу, потому что на Paseo Colon левого поворота нет. Вдобавок, на АЗС случился глупый казус, когда я, дождавшись своей очереди, затупил и принялся моститься к колонке по привычке правым бортом, совсем не сообразив, что у «Toyota Yaris» горловина бензобака слева. Заправщик только плечами пожал, мол, что взять с глупого гринго…

К слову, нам удалось без особого напряжения оплатить бензин в Коста-Рике по карточке, потребовалось лишь прогуляться к основному зданию, где стояли платёжные терминалы. И ещё смешная история вышла с расценками: помнится, чей-то отчёт о путешествии по Центральной Америке переполняло негодование из-за цены на бензин в Коста-Рике; выходило так, что он стоит аж 4 доллара за литр. Когда я эту цифру озвучил брату, он сильно удивился, так как по его соображениям нигде на планете бензин не стоит дороже 2 долларов за литр. Как оказалось, автор отчёта циферки на заправке срисовал правильно, но не удосужился узнать, что цена на бензин в Коста-Рике указывается за галлон, а не за литр. Иными словами, за три четверти бака мы отдали полсотни долларов, вполне по-божески. Всего аренда машины нам обошлась в 200 долларов за 2 дня, почти столько же, сколько стоит трансфер из Сан-Хосе до Аренала и обратно, однако мы ещё много чего посмотрели по дороге и обладали большей мобильностью…

Со сдачей вышло всё просто: полная страховка покрывала любой ущерб, которого, к слову мы авто не причинили. Так что костариканцы не стали долго нас мурыжить, подписав бумаги в мгновенье ока. Не стали они возиться и с парковкой: я и глазом не успел моргнуть, как один из сотрудников офиса вывел «тойоту» на проспект и премиленько свернул на Calle 30, прямо навстречу движению. А мы-то устраивали выкрутасы по округе…

Завершив эпопею с арендой машины, мы потратили оставшееся время на прогулку. Отзывы о Сан-Хосе сводились к заявлениям про грязный и очень неприятный город, однако наш предыдущий опыт уже показал, что верить всем подряд россказням не следует. Столица Коста-Рики выглядела вполне презентабельно, гулять по ней было приятно. Не зря же, в конце концов, архитектура Сан-Хосе считается образцом так называемого викторианского стиля по-карибски, и отличается вычурностью оформления. Находясь за рулём, трудно оценивать, как выглядят дома, и теперь я знакомился с округой заново. И пока мы шли по Paseo Colon, и когда наш путь пролёг по другим улицам, застройка мне очень даже нравилась. Местами встречались симпатичные особнячки, над ними высились небоскрёбы. Кое-где, безусловно, встречались валяющиеся картонные коробки и сваленный мусор, так где его нет… Зато отмечу, что несколько раз нам встретились парковочные автоматы; парковку в Сан-Хосе надо оплачивать банковской картой, прямо как в Европе – цивилизация и сюда добралась…

Нам очень хотелось как следует изучить достопримечательности Сан-Хосе, и будь, как планировалось, в нашем распоряжении целый день, мы бы многое успели. А так пришлось сосредоточиться на центре города, даже музей золота доколумбовой эпохи посетить не довелось. Рядом проходили, это да, но какой смысл заходить внутрь на 20 минут, если для знакомства с коллекцией надо потратить несколько часов. Ведь музей золота Сан-Хосе собрал в своих стенах больше полутора тысяч экспонатов из драгоценного металла, причём многие вещицы ценны с художественной точки зрения. Так что если будете в столице Коста-Рики, непременно посетите комплекс; он находится на Plaza de la Cultura, открыт ежедневно с 9:15 до 17:00, билеты в музей золота доколумбовой эпохи стоят 5500 местных колонов, то есть примерно 10 долларов.

Теперь про те достопримечательности Сан-Хосе, которым мы смогли посмотреть. Первым долгом нужно назвать городской собор, доминирующий над Parque Central. Здание изначально построили в начале XIX века, а сейчас перед наблюдателями красуется второй вариант постройки, относящийся к 1870-м годам, когда первая версия оказалась разрушена землетрясением. Перестройка привела к тому, что собор Сан-Хосе стал сочетать сразу несколько архитектурных стилей, как-то неоклассику, барокко и античность. Короче говоря, это как раз тот случай, когда уместно вспомнить анекдот: «…денег много, строй во всех стилях сразу».

В отличие от этой достопримечательности Сан-Хосе, церковь де ла Мерсед оформлена единообразно. Архитектор Хайме Карранс взял за образец немецкое религиозное зодчество и выстроил такой храм, что сразу видно, откуда он черпал вдохновение. Здание, законченное на исходе XIX века, сразу стало одним из наиболее узнаваемых символом костариканской столицы.

Стоит также осмотреть Национальный театр, чьё строительство началось после конфуза, постигшего столичное общество. Тогда приехавшая из Европы оперная дива отказалась выступать в Сан-Хосе, так как ей не понравился убогий городской театр. Поскольку Коста-Рика тогда основательно наживалась на экспорте кофе, кофейные магнаты не стерпели такого, скинулись, и на их средства в 1897 году центр столицы украсился шедевром  зодчества. Национальный театр известен как своим изысканным обликом, так и богатой отделкой интерьеров.

Какие ещё достопримечательности Сан-Хосе мы увидели? Ну, можно вспомнить неплохую церковь Нуэстро-Сеньора де ла Соледад и подобие китайского квартала. Ага, нам неожиданно встретилась статуя Джона Леннона. Самый известный член «Биттлз» сидит на лавке в задумчивости, и все желающие могут сняться с ним в обнимку. Искать памятник музыканту надо на пересечении Calle 9 и Avenida 6.

На закуску мы прошли через парк имени Франциско Моросана, с подобающим памятником герою Центральной Америки. Нас тогда особенно поразила мирная атмосфера места, где бил фонтан и люди спокойно так сидели на скамейках в тени деревьев. Грязный город, говорите?! Бомжи повсюду, говорите?!

Финальным аккордом, завершившим нашу прогулку по Сан-Хосе, стал плакат, предлагавший голосовать за депутата Бориса Гордиенко…

Топая в сторону отеля за вещами мы почти в голос хохотали над тем, как сменилось наше представление о Центральной Америке. Прилетев в Панаму, лично я ожидал на самом деле встретить те ужасы, про которые столько написано в Рунете. А все они оказались просто пшиком… Взять хотя бы тот же уровень преступности в Сан-Хосе – ни следа, ни намёка на засилье криминала нам не встретилось. Если в Сальвадоре возле банков и торговых комплексов торчит охрана, то Коста-Рика встречает гостей доброжелательно, с распростёртыми объятиями. Да что там говорить, если в столице даже ходит общественный транспорт, с названиями маршрутами, расписаниями и положенными остановками…

Прибыв на стык Transversal 26 и Joaquin Garcia Monge, где в Сан-Хосе находится автовокзал компании «Ticabus», мы для сначала встретили холодный приём, нам с порога заявили, что мест на полуденный рейс нет. Сотрудники терминала сменили гнев на милость только после предъявления билетов; не иначе, их уже достали те желающие добраться из Сан-Хосе в Панаму, кто не сообразил позаботиться о поездке заранее. Работяги наши документы проверили, приняли вещи и велели дожидаться посадки. За оставшееся до отхода время я ещё успел обежать квартал и попасть в супермаркет на Paseo Colon. За время прогулки по центру города мы нашли много мест, где можно купить продукты в Сан-Хосе, однако всё это были мелкие частные лавочки или рынки. Настоящий супермаркет отыскался только один, мы засекли его когда сдавали машину. Вот он и пригодился, причём я не только смог взять фрукты и воду, но обменять несколько долларов. Обмен валюты в Коста-Рике осуществляется даже такими вот мелкими пунктами, типа того, что встретился мне в супермаркете. Вот только я переборщил с расчётами, и у нас на руках осталось несколько монеток – возвращаться в торговый зал и тратить их уже не было времени, а ведь привезённые из отпуска деньги означают недополученные в отпуске удовольствия.

Прикидывая ради интереса, за сколько можно добраться на машине из Сан-Хосе в Панаму, я получил от навигатора цифру 8 часов. Между тем, расписание автобусов «Ticabus» утверждало, что дорога займёт вдвое больше, порядка 16 часов; даже с учётом потерь на переход границы и часового сдвига из-за разницы во времени выходила какая-то несуразица. В чём состояла проблема, мы узнали по ходу дела, когда наш водитель бодро вывел автобус из города и покатил… на запад. Я сперва полагал, что он объезжает столицу по кольцевой дороге, но чем дольше мы ехали, тем дальше сдвигались от конечной цели. Мы даже в порядке эксперимента заподозрили, что сели не на тот рейс… Правда выяснилась много позже: желающие добраться из Сан-Хосе в Панаму набивались в наш автобус ещё часа три, не меньше. Мы проезжали по каким-то городкам вдоль побережья и даже некоторое время катили имея справа вид на океан. Словом, вместо того чтобы выехать сразу на шоссе номер 2 и добраться из Сан-Хосе до Панамы быстро, «Ticabus» сделал изрядный крюк по трассе 34.

По ходу дела обнаружилось, что мы зря горевали о непотраченной мелочи: валюта Коста-Рики нам пригодилась во время остановки, когда кафе на обочине порадовало пассажиров объявлением, мол, доллары принимаются наравне с колонами. Так что присовокупив к оставшимся монеткам несколько долларовых купюр, мы славно подзакусили чем-то вроде винегрета и жареной рыбой с овощами.

На границу Панамы и Коста-Рики автобус прибыл уже в полной темноте. Лично я привык к безлюдью нейтральной полосы между Россией и Финляндией, но здесь был не тот случай, и между двумя КПП слонялось какое-то безумное количество людей. Тут были и какие-то барыги, и ушибленные жизнью автостопщики, и пассажиры прибывших рейсов, и какие-то помогальники. Впрочем, погранконтроль Коста-Рики мы прошли достаточно быстро, чего не скажешь про въезд в Панаму. Там нас ждал настоящий трэш и угар…

Посмотреть фото Сан-Хосе...

Скачать путеводитель по Коста-Рике

Вернуться на главную страницу...