ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА РАЗНОЕ КОНТАКТЫ

Коста-Рика

Поездка по Центральной Америке довела меня до Коста-Рики, где я смог взять в аренду машину, оценить достопримечательности Алахуэлы, посетить курорт Пунтаренас, прокатиться по Панамериканскому шоссе; хотите знать больше - читайте рассказ о путешествии по Коста-Рике на машине

Латинская Америка: разрушая мифы. Глава 9. Глупость дня: «А так - впечатлений, собственно говоря, никаких. Нищие, бомжи, грязь и коробки – вот, пожалуй, и всё.»

Граница Никарагуа с Коста-Рикой встретила нас сурово. Тут уже и речи не было про предыдущую расхлябанность Сальвадора и Гондураса, тут всё прошло по-взрослому.

Для начала костариканцы велели всем выйти из автобуса с вещами и загнали новоприбывших в громадную очередь на паспортный контроль. Нам опасаться было нечего, но кое-кто из попутчиков здорово нервничал, ведь пограничники и документы изучали пристально, и вопросы задавали, и от тех, кто рожей не вышел, требовали предъявить деньги, и, главное, просили показать бронь билетов на выезд из Коста-Рики. Хорошо, мы выкупили места на автобус до Панама-Сити ещё в Манагуа, а то бы чёрт знает чем всё кончилось. Словом, к туристам относятся строго, каждому приходится доказывать свою благонадёжность, прежде чем ему дадут добро на въезд. С другой стороны, чтобы получить визу Коста-Рики, россияне должны ехать в Москву, так что всё же проще заезжать, как мы: по шенгенской визе костариканцы пускают, но только если до конца её действия на момент въезда осталось больше трёх месяцев – так написано в служебной инструкции пограничников, я сам лично её видел.

Пока суд да дело, мы, освободившись раньше других, изучили приграничье, и выяснили, что оно сплошь пронизано коммерческим духом. Буквально не отходят от ангара, где проходил паспортный контроль, можно было купить еду и воду, поменять любую валюту на колоны Коста-Рики по вполне разумному курсу, заказать экскурсии и трансферы; помимо прочего имелась отдельная будка, где продаются билеты костариканских автобусных компаний – стоимость проезда от границы до Сан-Хосе весьма низка.

План пребывания в пятой по счёту стране нашего путешествия предусматривал вылазку в Национальный парк Аренал и при подготовке я собирался было ехать к знаменитому вулкану прямо с границы. Однако, возникли ощутимые трудности с прямым транспортом и последующим переездом в Сан-Хосе. В итоге мы сочли за благо приехать в столицу и начать операции оттуда. Как показали сайты проката машин в Коста-Рике, аренда выходила дешевле, чем трансферы в Аренал и обратно на двоих; к тому же, когда я увидел, во сколько уходит последний шаттл из Национального парка Аренал в Сан-Хосе, то понял, что лучше взять машину – отчаливать уже в 14:00 нам совершенно не хотелось.

Когда принципиальное решение насчёт того, как лучше перемещаться по Коста-Рике мы приняли, оставалось воплотить его в жизнь. Рассудив, что автобус из Сан-Хосе в Манагуа может прибыть на место гораздо позже расчётного времени, я решил обеспечить нам ночёвку в столице Коста-Рики, и взять машину напрокат только утром. У нас тогда выходил целый день на осмотр местности, вечером нам следовало добраться до Национального парка Аренал, а под конец следующих суток вернуться в Сан-Хосе.

Признаться, автобус из Сан-Хосе в Манагуа меня вымотал больше, чем другие рейсы, наверное, уже поднакопилась усталость от длительных переездов. И когда нас ближе к ночи выгрузили на углу Avenida 3 и Calle 22, где в Сан-Хосе находится терминал компании «Transnica», мне больше всего хотелось совместить голову с подушкой, причём как можно скорее.

Между тем, нам ещё предстояло добраться до заказанной гостиницы в центре Сан-Хосе и для начала сориентироваться. Проблема в том, что местные власти не удосужились придумать названия для многих магистралей, оставив их просто с номерами. При этом улицы, calle, тянутся с севера на юг, но Avenida, то есть проспекты, проложены с востока на запад. Более того, чётные и нечётные дороги расположены в разных частях города, и стоит чуток ошибиться, оказываешься бог знает где. Нам вот следовало пройти от Calle 22 в сторону уменьшения нумерации, пересечь разделительную черту, которой служит Calle Central Alfredo Volio и далее искать Calle 3, месторасположение уже оплаченного отеля «El Maragato». К счастью, в нашем распоряжении имелся навигатор, и заплутать оказалось проблематично. Нас могла бы куда больше взволновать другая проблема, можно ли ходить по Сан-Хосе ночью, и делай мы первые шаги по Центральной Америки, глядишь, прислушались бы к байкам про высокий уровень криминала в Коста-Рике. Однако после того как мы успешно и без каких-либо затруднений одолели «ужасный» Сальвадор, «жуткий» Гондурас и Никарагуа с её «высоким уровнем преступности», истории типа «Сан-Хосе настоящая клоака» уже не котировались. Само собой, во время перехода через центр города никаких приключений не случилось, да и не могло случиться: несмотря на поздний час, улицы как следует освещались, люди преспокойно разгуливали, заходя в магазины и кафе, работали развлекательные учреждения. Дойдя до пешеходной зоны на Avenida Central мы вообще застали богемную атмосферу, с уличными музыкантами и жонглёрами, роллерами, компаниями вполне светской молодёжи. Короче говоря, ходить по Сан-Хосе ночью было не только можно, но и нужно.

Заказанная гостиница «El Maragato» оказалась местом паршивым; редко когда я попадаю впросак с выбором места ночёвки, это был именно такой редкий случай. Не то, чтобы условия проживания вообще никуда не годились, просто так совпали звёзды. По большому счёту, гостиница неплохая, она находится в центре города, прямо на главной улице, тарифы у неё невысокие, завтраки в них включены, обстановка сносная. Всё это, увы, перевешивал главный недостаток «El Maragato» - никудышная звукоизоляция. Войдя в номер, мы почувствовали себя так, словно находимся на улице: каждый вскрик, каждая нота ансамбля под окном различались чётко. Тут же выяснилось, что в оконном переплёте не хватает стекла, отсюда и слышимость. Не представляя, как спать под такую какофонию, мы обратились к портье, а он только головой покачал, мол, «отель фуль» и получить комнату с окнами во двор невозможно. «Впрочем, - добавил этот тип, - через пару часов ночная жизнь Сан-Хосе замрёт и станет тихо».

Как бы не так! Я смог спать только вставив беруши, и сразу проснулся от шума, когда одна из затычек между тремя и четырьмя ночи вывалилась. Короче говоря, отдохнуть как следует мне не удалось, и наутро меня одолевали сомнения, смогу ли я с гудящей головой вести машину по горным серпантинам…

Завтрак выглядел так, словно мы не покинули Никарагуа: то же гало пинто, те же блины. Нам вдобавок уже довелось опробовать, какова на вкус кухня Коста-Рики, когда накануне поздно вечером мы искали, где бы недорого поесть в Сан-Хосе. Несколько заведений попались нам прямо на главной улице, однако у нас не было местной валюты, а оплату карточками закусочные не принимали. Счастье нам выпало через некоторое время, когда ноги довели нас до Центрального парка, где находится «McDonalds». Его мы оставили про запас, и хотели было вести поиски дальше, как наткнулись на вполне респектабельное заведение фаст-фуда в стиле Коста-Рики. Часть помещения занимала пиццерия, её мы проигнорировали и направились к секции сэндвичей. Сочные бутерброды с курятиной в каком-то хитром соусе вместе с газировкой и картошкой обошлись нам где-то в 15 долларов за двоих, расплатился я своей карточкой.

Основательно подзакусив, мы вернулись в отель, отметив по дороге, что позднее время ничуть не убавило людей на улицах; как я уже отмечал, ходить по Сан-Хосе ночью вполне безопасно, что бы там кто ни говорил…

Вообще, столица Коста-Рики никак не походила на бомжатник: когда после завтрака мы вышли на балкон номера, то изумились панораме – перед нами предстали небоскрёбы делового центра, замощёная мостовая, аккуратный садик чуть поодаль…

Раз уж ночью мы не побоялись гулять по Сан-Хосе, солнечным утром это делать было просто в удовольствие. Я снял в банкомате местные колоны, получил целую пачку банкнот, ведь расходы предстояли немаленькие. С деньгами на руках настроение у нас поднялось, только чуть-чуть портила расклад моя сонливость и ещё меня слегка бил мандраж, согласится ли прокат машин в Коста-Рике выполнить заказ, если у водителя нет международных прав, только национальные. Вроде как столь известная контора как «Budget» ничего не имела против подобного расклада, однако информация на сайте есть информация на сайте, следовало сделать допуск на местные завихрения.

На всякий случай по дороге вдоль Paseo Colon, туда, где находится офис «Budget Car Rental» в Сан-Хосе, мы проработали план действий на случай, если дело не выгорит. Старались напрасно, потому что было очень даже можно арендовать машину в Коста-Рике по российским правам.

Думая, как лучше перемещаться по стране, я обратил внимание на цены аренды авто в Коста-Рике: выходило так, что обычный седан стоил 16 долларов за день, а полноприводный джип «Toyota» всего лишь на 6 долларов дороже. Меня смущало только то, что с автоматической коробкой передач я дела почти не имел, равно как и с джипами; опасался я в первую очередь участка через горные дороги Коста-Рики, и, забегая вперёд, скажу, что опасался правильно: мы даже с обычной машиной чуть не улетели с косогора, а уж джип я точно не удержал бы…

Изучив отзывы про особенности вождения в Коста-Рике, я пришёл к выводу, что лучше взять полную страховку и ни о чём не думать. Клерк «Budget Car Rental» реально пришёл в восторг, когда мы оформили всё по максимуму, заплатив 145 долларов за 2 дня использования автомобиля; потребовалось также заблокировать на карточке 1000 долларов как залог, без этого арендовать машину в Коста-Рике не вышло бы.

Когда с формальностями было покончено, нас пригласили во внутренний двор и подогнали авто. Это оказалась «Toyota Yaris», та ещё таратайка. У неё не было даже центрального замка, не говоря уж про электроподъёмники стёкол, регулировку зеркал и прочие блага цивилизации. Я, конечно, хмыкнул, но права качать не стал – всё обстояло так, как и обещано ваучером, «Group B, economy».

Поскольку вещи мы оставили в гостинице, а та находится посреди пешеходной зоны, встал вопрос, как же добраться до багажа. Не владея информацией про точные правила парковки в Коста-Рике, мы решили, что я пристроюсь где-то на соседней улице и буду ждать, пока брат притащит рюкзаки. Разумно предположить, что машину с человеком внутри эвакуировать не станут, и штраф скорее всего не выпишут, просто сгонят с места – тогда я сделаю кружок по кварталу и вернусь. Но все наши хитрые замыслы пропали втуне: я как запарковался напротив городского собора, так и простоял четверть часа без малейших нареканий. Заодно изучил, как ведут себя водители в Коста-Рике и преисполнился убеждения, что поездка сойдёт нам с рук. Они ведь не гоняли безбашенно в стиле вьетнамцев, не швыряли транспорт из полосы в полосу как индийцы, и даже почти не дудели, не то что в Каире.

Когда вещи оказались загружены в багажник, настало время покинуть Сан-Хосе и взять курс на запад, чтобы в итоге добраться до Национального парка Аренал. Особых планов на текущий день у нас не было, мы рассчитывали увидеть пару городков и по возможности соприкоснуться с пышной природой Коста-Рики. Для начала брат предложил заехать во второй по величине населённый пункт страны, носящий звучное имя Алахуэла. Навигатор быстренько проложил путь, следуя которому мы выбрались из центра столицы, хоть и не без труда, постояв в пробках. На трассе нумеро уно дела пошли не в пример лучше, и вскоре наша «тойота» оказалась в Алахуэле. Правила парковки в Коста-Рике по-прежнему оставались для нас тёмным лесом, и мы очень обрадовались, углядев крупный торговый центр «Plaza Real Alajuela». Там можно было запарковаться бесплатно, да ещё и под охраной, чем мы и воспользовались. Заодно брат выцелил на будущее продуктовый супермаркет. Так что экскурсия по Алахуэле началась на мажорной ноте. Знать бы, что выпадет на мою долю в ближайшем будущем, я бы шарахнулся от городка как от огня. А так вышла полная алахуэла…

Мы сперва двинулись с края исторического центра к ядру, туда, где находятся основные достопримечательности Алахуэлы. Путеводитель по Коста-Рике утверждал, что интерес представляют многие отдельные здания, и внимания заслуживает вся застройка, так как в городе сохранились целые ансамбли архитектуры XIX века. Мы достаточно долго гуляли по местным улицам и могу сказать, что наши ожидания не вполне оправдались – было занятно, но не более того, во всяком случае я представлял себе более сочные пейзажи. Многие дома выглядели симпатичными, это да, хорошо смотрелись особнячки колониального стиля, однако болтающиеся вдоль улиц электрические провода а-ля Вьетнам серьёзно мешали мировосприятию, скорее получалось погружение в жизнь Коста-Рики. Кое-где валялся мусор, тротуары местами оказались разбиты, и на одном таком провале я жестоко пострадал, когда неожиданно грохнулся, зацепившись ногой за каменный выступ. Грохнулся я будь здоров, это ж как постараться надо было: зараз умудрился раскровянить руку, порвать слаксы и разбить фотоаппарат…

Всё-таки, ритм жизни Центральной Америки сказался на нас, потому что потерю техники я перенёс как-то спокойно, почти не ругался и не проклинал костариканских бестолочей, не удосужившихся загнать злополучный камень обратно в землю. Достал, значит, смартфон и принялся снимать им, благо было что запечатлеть.

Второй по размерам город Коста-Рики порадовал нас сразу несколькими интересными объектами. Мне, например, глянулся построенный в 1854 году собор, носящий характерные черты неоклассического стиля. Мы с удовольствием изучили его гордый фасад, отдав заодно должное главной площади, она же Центральный парк, засаженный пальмами и другими тропическими деревьями, с изящным фонтаном в центре. Также нам довелось оценить соседний ансамбль, где стоит полная благородства фигура бородатого генерал. Это генерал Томас Гуардия, один из президентов Коста-Рики, известный деятель национального движения, скончавшийся в Алахуэле. Также Алахуэла знаменита как родина Хуана Сантамарии. Уроженец здешних мест вступил в армию добровольцем и погиб, выполняя ответственное задание командования. После смерти Сантамария стал почитаться как национальный герой Коста-Рики, в его честь, кстати, назван главный аэропорт страны. Память своего земляка горожане почтили достойно, устроив музей Хуана Сантамарии в бывшем форте.

Достопримечательности Алахуэлы включают также ратушу, рынок, театр и другие постройки, но лично мне больше всего запомнилась церковь Агонии, возвышающаяся на пересечении Avenida 1Bernardo Soto Alfaro и Calle 9 Anastasio Alfaro. Её возвели во время Второй Мировой войны, однако выглядит она как старинное и заслуженное здание. Необарочный стиль очень идёт храму и, на мой взгляд, это самое красивое здание города, перещеголявшее даже собор Алахуэлы.

Вернувшись к тому месту, где стояла машина, мы прежде чем уезжать сочли необходимым запастись продуктами. Цены на еду в Коста-Рике оказались выше, чем в других странах Центральной Америки; так, за литровую коробку апельсинового сока пришлось отдать 880 колонов, то есть больше полутора долларов, упаковка мороженого обошлась нам примерно в 3 доллара, особенно дорого стоили молокопродукты и колбасы.

За те несколько часов, что «toyota» простояла на стоянке, она прожарилась до невозможности, и пришлось минут 10 сидеть с дверьми нараспашку, чтобы проветрить её, тут даже кондиционер не помогал. Покамест мы приговорили мороженое и уполовинили бадью лимонада. Плотно есть ещё не хотелось, при температуре за +30 хочется главным образом пить…

Чаще всего программы экскурсий по Коста-Рике включают посещение национальных парков, вулканов и других природных объектов. Мы рассудили, что добраться в Национальный парк Аренал у нас запланировано по-любому, и к тому же дорога туда пролегает через Национальный парк Монтеверде – убьём двух зайцев одним разом, а пока проветримся на океанском ветерке. Вот так мы и поехали к побережью…

Честно говоря, я представлял, что Панамериканское шоссе выглядит как хайвей в США – несколько полос, потоки машин, скорость миль этак в 100. Реальность в пух и прах расколошматила эту картинку: ещё когда мы ехали автобусами, можно было заметить неладное, а с места водителя машины всё представлялось особенно ярко. Панамериканское шоссе, к сожалению, является по большей части двухполоской, очень редко, на коротких участках расширяющейся, и если впереди еле-еле ползёт на подъём фура, за ней неизбежно скапливается несколько десятков легковых машин, которым попросту негде выполнить обгон – почти везде дорогу делит сплошная линия. Подобные особенности вождения в Коста-Рике следует учитывать, когда планируется приехать куда-либо за определённое время. Мы потратили на дорогу почти полтора часа, а там ехать-то всего около сотни километров…

Никакая особенная надобность не гнала нас добраться в Пунтаренас, просто хотелось размяться на океане и заодно оценить состояние пляжей в Коста-Рике. Получилось и то, и это, мы набрались впечатлений по самую макушку. Особенно занятно выглядел тот вытянутый участок берега, который соединяет город с материком: слева грохотали волны Тихого океана, справа красовались стоящие в заводи яхты…

В курорт Пунтаренас превратился сравнительно недавно, до поры до времени он был всего лишь портом. Портом он и остался, однако нынче к его причалам подходят исключительно суда с туристами: редкий круиз вдоль западного побережья Америки минует Коста-Рику. Богатые американцы целыми толпами валят на берег, чтобы разъехаться по экскурсиям; мы сами прекрасно видели огромный корабль, стоявший аккурат напротив оконечности Calle Central, там, где обычно в Пунтаренасе причаливают круизные лайнеры.

Изучив по ходу дела правила парковки в Коста-Рике, мы пока искали место, где приткнуться, порой видели фигуры «смотрящих» за машинами, однако когда настало время прогулки, никто к нам не подошёл и оплату не требовал; какая-то личность дрыхла на расшатанном стуле кварталом далее, но мы парня будить не стали…

Достопримечательности Пунтаренаса невелики числом, и если хочется, чтобы в объективе оказалось что-либо значимое, не считая пейзажей, придётся попотеть. Мне запомнились разве что старинные пушки, установленные возле выхода с круизного пирса, да ещё стоящий чуть поодаль памятник грузчику, несущему мешок кофе. Кофе, как известно, самый популярный продукт местного экспорта, и если что привезти из Коста-Рики, так это кофе. Гости страны также охотно волокут с собой изделия из бисера и всякого рода деревянные поделки, в том числе индейские маски. Всего этого добра полным-полно на лотках, сконцентрированных у самого пирса, вдоль Paseo de los Turistas. Однако, по моим ощущениям, это такое место, где покупать сувениры из Коста-Рики вовсе не следует: цены завышены по крайней мере вдвое. Нет, конечно, если речь идёт про короткую остановку во время круиза, милости просим на шоппинг, а вообще-то лучше по возможности отложить покупки до Сан-Хосе.

Не знаю про остальные пляжи Коста-Рики, а отдых на курорте Пунтаренас я бы планировать не стал: я привык к светлому песку, тёмный воспринимаю как грязный. Да берег и был грязным, глаз то и дело натыкался на бумажки, деревяшки, выкинутый океаном мусор; сдаётся мне, пляжи в Пунтаренасе не убирают вообще, по крайней мере зону к востоку от места, где причаливают круизные суда. Большинство курортников сосредоточено на западном участке, там кое-кто сумел расположиться с комфортом, поставив собственные зонтики, а в одном месте я высмотрел палатку.

Вознаградив себя за удачное решение съездить на океанской побережье отдыхом, мы напоследок сделали фото в волнах и тронулись дальше. Нам ведь нужно было самостоятельно добраться до Национального парка Аренал, ну и по дороге чего-нибудь сожрать. Найти, где бы поесть непосредственно в Пунтаренасе нам не удалось, не выгорела нам еда и позже: уже покинув пределы города мы на шоссе 23 завидели слева что-то вроде торгового центра и понадеялись на его фуд-корт – резко свернули с дороги и бодро заехали на парковку под удивлённые взгляды американских дальнобойщиков; оказалось, избранный нами путь промаркирован табличкой «salida».

Пообедать нам не удалось, вместо фуд-корта в ТЦ работала подозрительного вида закусочная, подававшая какие-то «пупусы» местного изготовления. Зато мы купили в супермаркете фруктов, сока и воды, опять же удивившись, как высоки цены на еду в Коста-Рике. Перекус и отдых пошли нам на пользу, что до горячего питания, то мы решили поесть ближе к вечеру, часа этак через полтора, поскольку добраться до Национального парка Аренал от Пунтаренаса вроде бы не составляло труда. Судя по карте, выходило так, что если мы свернём с Панамериканского шоссе на трассу 606 и углубимся в горы, то нам останется преодолеть примерно километров тридцать по цепочке второстепенных дорог, и ещё засветло удастся попасть в отель.

Поначалу всё шло гладко, пусть навигатор и сводил нас пару раз с трассы в какие-то закоулки, стараясь срезать путь. Ехали мы довольно быстро, пользуясь тем, что состояние дорог в Коста-Рике хорошее, любовались по мере сил пейзажами, а когда начали протискиваться сквозь холмистые долины, так и вообще вышло развлечение, как на американских горках, с ветерком и с песней. Дело спорилось, и с каждым пройденным километром в нас крепло убеждение, что того и гляди мы обретём последовательно отдых, сытный ужин, бассейн и крепкий, длительный сон. Значит, ситуация выглядела прекрасно вплоть до того момента, когда пришло время с трассы 606 сворачивать и брать курс точно на север. Метров двести после поворота мы проехали по асфальту, а потом начался бедлам…

С твёрдым покрытием пришлось распрощаться и про хорошее состояние дорог Коста-Рики забыть: впереди нас ждала грунтовка, и ладно бы она одна – полотно сплошь усыпали каменюги размером с добрый кулак…

Надеясь, что случилась какая-то ошибка, мы несколько минут ехали как бы по инерции, рассчитывая за поворотом увидеть нормальное шоссе. Машина меж тем вся сотрясалась на камнях, и, прикинув, сколько нам предстоит так «развлекаться» при скорости 20 километров в час, я остановился. Теоретически, можно было бы и потерпеть тряску, однако меня больше всего волновала перспектива пробить где-нибудь в горах колесо и застрять на ночь глядя посреди Коста-Рики без связи и помощи…

Пришлось поворачивать назад…

Дело начинало принимать скверный оборот

Посмотреть фото Коста-Рики...

Скачать путеводитель по Коста-Рике

Вернуться на главную страницу...